Авторизация ...
Имя пользователя :
Пароль :
напомнить пароль

Секция электронных музыкальных инструментов
и музыкально-компьютерных технологий НМЦ Подмосковья
Наши сайты:


Yamaha
Casio
KORG
Roland
Kawai
Kurzweil
Akai
Другое
Компьютерное ПО и MIDI клавиатуру



Музыка и Электроника


В этом разделе мы опубликуем Ваш рассказ, статью, информацию об интересных событиях класса синтезатора, отдела электроакустической музыки, студии компьютерной музыки, которые прошли в Вашей школе и которые смело можно назвать интересным событием. Радуйте, удивляйте и удивляйтесь! Присылайте нам свои рассказы на Email.
Выступления представителей Подмосковья на Всероссийском вебинаре 2 июня 2015 г. (офис Ямаха Мюзик на Киевской. Москва)

Наиля Алпарова,преподаватель высшей квалификационной категории ДШИ г.Долгопрудный, член Методического Совета НМЦ Московской области по музыкально-электронным технологиям

Мультипад, сонг, стиль. Специфика и взаимодействие.

Для скачивания vebinar.-doklad-alparova-2-ijunja-2015.doc doc

Полный текст


1. Создание яркой, интересной аранжировки - всегда находится в центре усилий и преподавателей, и учеников. Ведется постоянный поиск критериев оценки той или иной работы, вырабатываются в совместных творческих поисках методические рекомендации, формулируются и некоторые методические запреты.

2. Одна из самых обсуждаемых тем профессиональных дискуссий - стратегии использования автоаккомпанемента, нахождение разумных пропорций между сыгранным вживую, on line, и между записанным в память синтезатора.

3. Внимательное отношение к этим аспектам вполне оправданно. Бездумное использование автоаккомпанемента создает запрограммированность, чрезмерную автоматизированность и абсолютную предсказуемость звучания, тиражированность повторных исполнений. А между тем воспитание исполнительской культуры предполагает уникальность каждого исполнительского акта, а не просто его безошибочность. Вместе с тем игра на электронном инструменте вовсе без автоаккомпанемента не отвечает его специфике и возможностям. То есть встает вопрос о разумном балансе между различными выразительными средствами - в том числе, и между игрой с автоаккомпанементом и без него.

4. Напомним основные идеи, этапы, подходы в этом вопросе.
Были предложены варианты игры без автоаккомпанемента. Был предложен путь основательной редактуры автоаккомпанемента, либо сочинения собственных стилей, чередование эпизодов с автоаккомпанементом и без него.

5. Другая крайность, которая вызвала оправданную озабоченность профессионального педагогического сообщества, - преобладание записанного в память синтезатора над живой игрой, злоупотребления такими средствами как сонг и мультипад. Характерная деталь - некоторые преподаватели восприняли сонг как панацею от злоупотребления автоаккомпанементом, так как он позволяет отойти от шаблона. Но использование сонга таит свои опасности тиражированности повторных исполнений. Исполнителю предстоит вписаться в проложенный маршрут, заполнить клетки разграфленного звукового пространства. Свобода для маневра, предполагаемая сонгом, не очень большая.

6. Вследствие злоупотребления сонгом длительное время на некоторых конкурсах был введен запрет на использование сонга. В последние годы исполнению под сонг была отведена отдельная номинация. И в этой номинации под запретом оказалась уже игра с автоаккомпанементом.

7. Стоит подумать над оправданностью таких решений. И сонг, и мультипад, и собственный стиль - не более чем технические средства, которые сами по себе не могут считаться ни вредными, ни полезными. Сонг может состоять из одного или двух треков. В этом случае он ничем не будет отличаться от мультипада. Зато с ним удобно работать. Можно проводить процедуры квантизации, выравнивания длительностей, что мы не можем сделать при записи на синтезаторе мультипада. Другое дело, что сонг не должен содержать большое количество треков, и он не должен дублировать партию солиста. Сонг должен выполнять функцию декоративной рамы, скупого, прозрачного выразительного фона к партии солиста. В идеале, сонг не должен длиться с начала и до конца композиции. Одна композиция может включать в себя и два и три маленьких сонга, сонги могут сочетаться с эпизодами живой игры солиста, с игрой под автоаккомпанемент.

8. Имея ввиду конечную цель нашей работы - создание уникальной аранжировки, предоставляющей возможную свободу творческому самовыражению ученика, - мне представляется оптимальным задействовать активно в одной аранжировке все имеющиеся технические средства - и сонги (и не один сонг, а несколько), и собственные мультипады, и стили, и игру с автоаккомпанементом, и без него. В принципе именно в такой ситуации ученик имеет возможность продемонстрировать все свои умения, возможности. Да и композиция в целом не будет производить впечатления запрограммированности и предсказуемости.

9. Другой важный вопрос, - это вопрос разнообразия фактур в аранжировках. Не секрет, что доминирующая фактура, к которой нас подвигает обращение к синтезатору, - это аккорды в левой, мелодия в правой. Следует избегать абсолютного доминирования такого решения хотя бы в отдельных эпизодах, исполняя подголоски и правой, и левой рукой. Если мы делим клавиатуру на три части, то возникают дополнительные возможности для исполнения подголосков, полифонизации фактуры. Тогда и мультипады, включатся более органично в фактурное целое. И конечно, эпизоды, в которых солирует, левая рука, тоже разнообразят фактуру. Приемы полиритмии, свободной игры поверх ритмической сетки, постепенные изменения темпа - все эти приемы тоже помогают создать живое звучание аранжировки.

10. Не менее важно и видоизменить саму форму подачи музыкальных номеров на больших концертах и конкурсах, а именно привести в соответствии визуальный ряд с аудиорядом. Дело в том, что звукоусиление, которое необходимо на больших концертах, в случае ответственных публичных выступлений, должно приобрести свою поддержку и в " усилении" , "приближении", а в конечном результате, в нарастании экпрессивного воздействия и видеоряда. Не маленькая фигурка, теряющаяся на огромных пространствах сцены и зала, а изображение крупного плана процесса исполнения на большом экране. Это позволит в полной мере оценить его виртуозность, мастерство и артистизм.
Обратим внимание, что в профессиональных концертах этот прием "визуального приближения" исполнителя- солиста к зрителю имеет давнюю традицию и с успехом применяется. Такая видеотрансляция не только усилит художественное воздействие исполнения, но и позволит бороться с злоупотреблениями без жесткой системы запретов и регламентаций. Можно все, если результат художественно оправдан. Если исполнение не становится конфетной оберткой, но остается главным " вкусным" содержанием происходящего на сцене.

Иллюстрации

http://www.youtube.com/watch?v=hOi8KahlE2Q

Перекликание птиц. Использованы два сонга, состоящие из одного трека.

http://www.youtube.com/watch?v=qJN3jzv_R44

Колыбельная страны птиц.

Использованы и сонг, и фабричные стили, и собственный стиль, и мультипад.

http://www.youtube.com/watch?v=VSnvDhGZOX8

Feelings

Использованы мультипады и приемы игры подголосков и левой, и правой рукой при делении клавиатуры на три части,

http://www.youtube.com/watch?v=0Bcb7boWPOU

Канон. Пахельбель.

Использованы мультипады, игра без автоаккомпанемента.

http://www.youtube.com/watch?v=YtDwN7QkEoE

Дьявол носит Прада

Использован сонг во второй половине пьесы. В сонг записан автоаккомпанемент. Правая и левая рука играют поверх записанного в сонг автоаккомпанемента.


Выступления представителей Подмосковья на Всероссийском вебинаре 2 июня 2015 г. (офис Ямаха Мюзик на Киевской. Москва)

Чудина Валентина Петровна. Заслуженный работник культуры Московской области, Почетный работник общего образования РФ, доцент, Лауреат Артиады России, заместитель директора ЦДШИ г.Химки по инновационным технологиям, заведующая отделом клавишных электронных инструментов и музыкально-компьютерных технологий ЦДШИ, преподаватель высшей квалификационной категории, член Методического Совета НМЦ Московской области по музыкальной электронике.

Для скачивания - tekst-dlja-foruma-kopija.doc doc

Полный текст:

Музыкальное электронное творчество в образовательной среде современных школ искусств Подмосковья. Традиции и перспективы

Уважаемые участники Форума, разрешите приветствовать актуальную форму профессионального и партнерского общения по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Позвольте сослаться на некоторые положения из выступлений Директора института развития образования НИУ Высшей школы экономики профессора И.В.Абанкиной на Первом съезде преподавателей дополнительного образования в Ярославле.
Система образования должна своевременно увидеть новые общественные вызовы, чтобы не утратить своей актуальности.
Модернизация инфраструктуры дополнительного образования включает в себя создание условий для использования в системе дополнительного образования цифровых инновационных технологий, в том числе учебно-научно-производственных мастерских по цифровому дизайну и трехмерному прототипированию, мультипликационных, видео-аудио студий и других инновыций, что обязательно затронет формирование медиаграмотности как обучающихся, так и педагогов."
В 2016 году исполнится 20 лет открытия музыкальной электроники в стенах учреждений дополнительного образования Московской области. Сейчас, в рамках государственных задач, это можно было бы считать проявлением неформального сектора образования. Развитие инструментальной базы электроники, насыщение рынка инструментов достойными образцами зарубежных разработок, их регулярное обновление и совершенствование подвело к тому, что инструменты, программы и технологии вызвали профессиональный интерес как в среде молодежи, так и в педагогическом сообществе. Произошло счастливое, и это мы считаем очень важным моментом, соединение богатых академических традиций образования с новым и интригующим инструментарием, в котором так же был заложен недюжинный технологический и музыкальный интеллект разработчиков.
Что привнесло в школы искусств открытие музыкально-электронного направления?
- освоение широкого ряда электронных инструментов, знакомство с разработками всемирно известных фирм;
- расширение диапазона и направлений музыкально-электронного творчества; открытие инструментальных, компьютерных, звуко- и видео записывающих студий;
- объединение академических и инновационных ресурсов для общих творческих и учебных задач школ;
Сразу скажем, цитируя выступления на конференции в Ярославле, что здесь мы должны принять "пространство права деятельности, где есть удачи, ожидаемые результаты, ошибки, трудности". Позитивный результат предполагает:
заинтересованность школы, ее руководства в открытии этого направления;
наличие преподавателей, открытых современным музыкально-компьютерным технологиям, заинтересованных в работе на этом отделе, поддержка их деятельности коллективом школы;
принятие школой обязательств материального обеспечения инструментарием, оборудованием, компьютерами, лицензионными программами музыкально-электронного направления;
разумное регулярное обновление инструментария новыми моделями.
Сейчас Московская область - один из лидеров инновационной музыкально-электронной педагогики. Постепенно, неспешно, естественно, без директив сверху сформировалось направление, которое раздвинуло горизонты творческой деятельности молодого поколения.
Можно говорить о структуре электроники Московской области.
- более трети школ имеют классы или отделы музыкально-электронного направления; школы творчески интерпретируют введение электроники от классов дополнительного инструмента или инструмента по выбору до отделов с развитой структурой дисциплин;
- Московская область ежегодно проводит фестивали и конкурсы музыкальной электроники, консолидируя и определяя результативность этой работы на местах: Фестиваль "Творческий дебют" Химки, Межзональный фестиваль Эстрадной музыки, Дубна; Областной открытый конкурс музыкально-электронного творчества "Весенний калейдоскоп", Химки; Всероссийский конкурс музыкального и электронного творчества, Мытищи. По итогам конкурсов выпускаются аудио диски лучших аранжировок, видео - диски конкурсных выступлений, Нотные сборники лучших педагогических аранжировок. Налицо вертикаль творческой деятельности;
- В Московской области регулярно проходят курсы Научно-методического центра по обучению и повышению квалификации преподавателей музыкально-электронного направления, которые получили высокую оценку коллег не только нашей области, но и Москвы, иных регионов России; в повышении квалификации активно используются вебинары, конференции, индивидуальное сопровождение обучения, консультации, презентации. Хочется поблагодарить администрацию ЦДШИ г.Химки, которая предоставляет весь свой богатый инструментальный, компьютерный, проекционный арсенал для качественного ведения областных курсов.
- В Московской области - талантливый ведущий педагогический состав, стоящий у истоков внедрения электроники и продуктивно ею занимающийся в настоящее время. Накоплен большой опыт. Глеб Май (Электросталь), Инна Монастырская, Валентина Чудина (Химки), Марина Волкова (Орехово-Зуево), Александр Беспалов (Реутов), Наталья Акимова (Мытищи), Наталья Семенова (Королев), Наиля Алпарова (Долгопрудный), Инесса Канашева (Руза), Галина Кадина (Солнечногорск), Татьяна Пелих (Домодедово). Список может быть продолжен.
- Электроника Московской области находится в зоне взаимодействия с организациями и центрами электроники России: проведение курсов повышения квалификации и обучения совместно с компаниями Ямаха Мюзик и Касио, участие в конференциях в Санкт-Петербурге, Твери, Екатеринбурге; проведение Подмосковными педагогами мастер-классов по приглашению городов России; участие в Международных, Всероссийских фестивалях и конкурсах под эгидой творческих организаций и музыкально-образовательного журнала "Музыка и Электроника" в качестве участников или членов жюри;
- Педагоги музыкально-электронного направления участвуют в разработке программных документов образования. Основной учебной программой является "Программа по клавишному электронному инструменту. Ансамбль клавишных электронных инструментов. Студия компьютерной музыки" доктора педагогических наук Красильникова И.М. Являясь базовой, она послужила основой создания на местах вариативных программ конкретных школ искусств и до сих пор является самой полной программой музыкально-электронного обучения. Компания Ямаха Мюзик, которая имеет учебный отдел, возглавляемый Членом союза композиторов, доцентом Московской государственной консерватории Богдановым М.Г., разработала и издала Программу сетевого вертикального обучения музыкально-электронного направления Школа - Колледж - Вуз, авторами которой явились преподаватели вышей квалификационной категории Ирина Клип, Нина Михуткина, (Москва) кандидат искусствоведения Михаил Бакуменко (Новосибирская консерватория), Ананьев Артем (МГК им. П.И.Чайковского), доцент В.Чудина (Московская область) под руководством доктора искусствоведения, профессора Ефимовой Натальи Ильиничны. Эта программа в полной мере учитывает современные направления развития электроники и открыто заявляет о возможной вертикальной структуре обучения, его преемственности, где рассмотрена консолидация музыкального инструмента и музыкального компьютера. То есть, наступает время реализации так называемых стратегий "Вертикаль" и «Синтез» – объединение учреждений образования с учреждениями другого уровня образования и ведомственной принадлежности – дошкольного, начального и среднего профессионального образования, науки, культуры... (Директор института развития образования НИУ Высшей школы экономики, профессор И.В.Абанкина)
Думается, что в Концепцию развития дополнительного образования музыкальная электроника должна войти достойным направлением развития творчества. Главное при этом - не бежать, думать, но и не опоздать.
Останавливая свое внимание на школах искусств, подчеркнем, что работа музыкально-электронного направления:
- рано формирует у детей партитурное мышление и звуковое образное видение музыкального произведения;
- интенсивно развивает тембральное мышление;
- позволяет освоить произведения различных эпох и жанров, приближенно к их историческому звучанию;
- развивает точность ансамблевого взаимодействия;
- рано приобщает к многовариантности образно-звукового решения пьесы посредством индивидуальной работы по редактированию оркестровой фактуры выбранных стилей;
- развивает навыки сочинения элементов фактуры;
- знакомит с технологией записи произведения на разные носители;
- дает первые навыки набора нотного текста, знакомит с нотными редакторами, программами видеомонтажа.
И здесь на первый план выходит творческая личность педагога.
Что должно войти в перечень задач современного этапа?
- Разработка учебных программ в соответствии с условиями функционирования инновационных направлений в каждой конкретной школе искусств, методическая поддержка составления программ и их обоснования;
-Развитие кадрового потенциала. Реализация модульных программ повышения квалификации и обучения инновационным технологиям с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе; тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования; организации стажировок на базе ведущих центров и лучших практик.
-Поддержка создания и деятельности профессионального сообщества педагогов инновационных сфер дополнительного образования детей. Здесь определенно положительную роль сыграет реализация ПОЛОЖЕНИЯ о методических объединениях по специальным направлениям художественного образования Московской области, утвержденного на заседании методического совета по художественному образованию Московской области 29 апреля 2014 г.
-Привлечение талантливых и заинтересованных музыкантов к педагогической работе с детьми и взрослыми для реализации задачи повышения медиаграмотности контингента школ.
- Расширение взаимодействия школы с партнерами Муниципальных объединений, частных и государственных компаний для достаточного финансирования продуманных новых проектов с обязательством продуктивного его использования и творческого освоения во имя интересов подрастающего поколения.

И очень коротко об отделе музыкальной электроники Центральной детской школы искусств г.о.Химки. Школа входит в число школ, признанных Достоянием Российского государства. Более 2500 учащихся. Муниципальная автономная организация. В 2016 г. отделу музыкальной электроники исполняется 20 лет. Много заслуг, наград, реальных музыкальных результатов. Отдел - не менее 35 человек. В настоящее время - 7 преподавателей высшей квалификационной категории, Член Союза композиторов России. Учебный план отдела - 7-летнее образование. В перечень дисциплин входят клавишный электронный инструмент, музыкально-компьютерные технологии, хор или оркестр, аранжировка. Отказавшись от экзаменов и зачетов в классе, перенесли все выступления на сцену нашего Концертного зала (350 мест). Центральная коммутация позволяет озвучивать сразу 8 инструментов стереоподключением. Большой экран - для демонстрации видеовыступлений, фрагментов конкурсов и концертов, поездок, слайд-шоу нашей жизни, работ учащихся в классе музыкального компьютера. Все базовые программы лицензионные - Cubase, Finale, Pinnacle (и другие для ознакомительной работы). Ежегодно мы проводим 7 концертов. Каждый из них посвящен одному из жанров изучаемого репертуара (этюды, классика, современная академическая музыка, обработки и переложения народной музыки, джазовые ритмы и гармонии, Новогодний калейдоскоп, любимые мелодии в собственной аранжировке, а также - Абонементный концерт со своей тематикой года в рамках Абонементных концертов Детско-юношеской филармонии). Каждый концерт ведет педагог отдела, он же разрабатывает музыковедческую канву рассказа. опираясь на заявденный материал. Концерты проходят со зрителями, родителями, родными, педагогами и всеми учениками отдела. На концертах играют все. И родители реально могут увидеть результаты работы их детей за конкретный период. Мы работаем только на инструментах Yamaha. Школа покупает последние модификации инструментов. Те же инструменты имеют ученики и дома. Работа над аранжировками идет без потерь. Традиционно открывает учебный год концерт на родительском собрании, который мы назвали "Копилка репертуара". Никто из педагогов его не готовит. Играют те, кто хочет. Приятно, что эта идея нравится ребятам, и все больше мы слышим произведений прошедшего года. Вообще, задача удержания репертуара, регулярная запись его на диски - наша генеральная линия. Учащиеся знают наше мнение: ты можещь сколько угодно рассказывать где, у кого ты учишься, на каком инструменте - это все вторично. Первично - что ты можещь сыграть прямо сейчас, сколько произведений у тебя в репертуаре. Если наступит время пересмотра на отделе структуры обучения, мы уже обсудили наши действия. Возьмем два цикла по 3 (4) года. Первый - с опорой часов на инструмент. От так и будет посвящен инструментальному исполнительству. Второй цикл - с опорой на музыкально-компьютерные технологии, оставив при этом и инструмент, и аранжировку, и хор или оркестр. Впереди у нас знаковый и, хочется верить, интересный юбилейный год. Продолжение Золотой и Серебряной медали Дельфийских игр, концертов в фонде Владимира Спивакова, гастролей по России, выступлений на конкурсах и фестивалях различных рангов.

Прошу вас принять звуковые подарки от преподавателей Подмосковья и ЦДШИ г.Химки, Лауреатов Всероссийского конкурса аранжировок среди преподавателей класса синтезатора России, проведенного компанией Ямаха Мюзик и всемирно известным разработчиком и демонстратором инструментов Питером Баартмансом (Голландия). 45 участников по России. Три тура. 7 - педагогов участвуют от Московской области. Среди семи Лауреатов четверо - преподаватели Московской области - Инесса Канашева (Истра, ДМШ Вдохновение), Оксана Митрофанова ,Лауреат Международного конкурса (фортепиано) Инна Монастырская, Валерия Зубрильчева (ЦДШИ г.Химки). А также отдельные выступления учащихся ЦДШИ г.Химки.
https://www.youtube.com/watch?v=V0iG3C3ZdeE
https://www.youtube.com/watch?v=VIslfbxxARI
https://www.youtube.com/watch?v=FoAAPhJ0DJU
https://www.youtube.com/watch?v=BjFIInw7hO4
https://www.youtube.com/watch?v=gnOsrOpjI2I
https://www.youtube.com/watch?v=wbXoGQdn9bk
https://www.youtube.com/watch?v=0MBBy-8R01w
https://www.youtube.com/watch?v=IJSTQORfFt0
https://www.youtube.com/watch?v=L0c3GTtOKwo
https://www.youtube.com/watch?v=9iPeW7sZghA
https://www.youtube.com/watch?v=Racq4EiM_wc
https://www.youtube.com/watch?v=0jFqVkYTgOg


Выступления представителей Подмосковья на Всероссийском вебинаре 2 июня 2015 г. (офис Ямаха Мюзик на Киевской. Москва)

Александр Сергеевич Беспалов. Почетный работник общего образования РФ, заместитель директора ДМШ №2, г.Реутов, преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель синт-студии "Пятая четверть".

Для скачивания - konferencija-yamaha-vystuplenie-proekt-bespalov.doc doc

Полный текст:

Межрегиональная видеоконференция по актуальным
вопросам обучения на электронных
клавишных музыкальных инструментах
2 июня 2015 года
Беспалов Александр Сергеевич. Зам директора МАУДО «ДМШ №2» г.о. Реутов.
Сообщение на тему:
Опыт работы с электронными клавишными инструментами Yamaha в рамках дополнительного инструмента в школе искусств.
Тенденции развития предмета.

Сначала немного о себе и о своём рабочем месте. С 1986 года я работаю в Реутовской «Детской музыкальной школе №2» в должности заместителя директора и преподавателя аккордеона, оркестра, синтезатора. Реутов город-спутник Москвы. Школа находится в 500-х метрах от Московской кольцевой автодороги. В 1994 году в рамках предмета «по выбору» я стал вести синтезатор. На практике всё оформилось в «Синтез-лабораторию «Пятая четверть». Тогда и сейчас в синтез-лаборатории принимают участие около 10 учащихся школы разных специальностей, которые приходят два раза в неделю (один из них - факультативно). Инструмента дома они не имеют и само собой не получают домашнего задания. В выборе рабочих инструментов переходили от модели к модели. Начинали с Yamaha PSS 480. Позднее работали и с Casio, есть у нас Roland, Korg, GEM. С появлением формата XG в Yamaha PSR 540 (740) окончательно остановились в выборе. С появлением Yamaha PSR S 950, считаю себя вполне счастливым человеком, так как возможности для творческой работы стали безграничны. Мне думается, что морально этот инструмент устареет очень не скоро.
Выбрал хоть и забубённый, но зато показательный и короткий (1:49) пример использования возможностей инструмента. Это демо-запись для Московского областного конкурса «Весенний калейдоскоп». Здесь есть и User-Style и семплы. User-Style старый, сделан ещё для PSR 540.
http://www.youtube.com/watch?v=JDGRe9kiJ2c
http://youtu.be/JDGRe9kiJ2c


Несмотря на сказочно распахнутые горизонты в электронном творчестве, чудесные по своим параметрам инструменты, все достоинства которых мы подчас и не успеваем осознать, работать в музыкальной школе в рамках предмета «Синтезатор» становится с каждым годом всё сложнее.
В настоящее время наше сообщество находится на распутье, причём необходимость принятия решений, совпала с экономическим кризисом, который усугубляет пессимистический флёр в наших прогнозах.
С одной стороны, миновал более чем 10-летний период развития предмета «Специальный синтезатор» в Московском регионе, когда энтузиазм первопроходцев выдерживал многие невзгоды; ощущение новизны, революционности… Детские болезни, сопровождающие первые шаги в инструментовках и аранжировках не смущали, а подзадоривали… Сейчас при всей любви к инструменту энтузиазма не хватает даже молодым преподавателям. Всем, хоть чуточку знакомым с предметом понятно, что затраты времени, труда и интеллекта в нашем деле выше, чем в других специальностях. Выражаясь рыночным языком, обучение игре на синтезаторе содержит критический объём издержек. Пик популярности синтезатора прошёл, интерес к нему стабилизировался, а требования к преподавателю и исполнителю на синтезаторе непрерывно возрастают.
С другой стороны – началась общая реформа дополнительного образования. С принятием предпрофессиональных программ по прежнему есть возможность преподавать синтезатор и МКТ в вариативной части этих программ, а принятие общеразвивающих 3-4 хгодичных позволило активно заниматься синтезатором старшим детям, например перешедшим на синтезатор с других специальностей. Но то, что гладко выглядит на бумаге, … А самое главное – под ударом «Специальный синтезатор», как полноценный предмет. Легко понять, что детям выбора здесь не оставили: только – общеразвиваюшие программы. Скажите появятся ли на яблоне яблочки, если мы будем её подрезать через три-четыре года, превращая в кустарник? С точки зрения государственной политики, здесь – явный провал. Синтезатор существует несколько десятилетий, а спецов по нему нигде не готовят и, выходит, не будут готовить.
Сейчас, оглядываясь назад, мы видим, что многое было сделано толково, с чувством перспективы.
Прежде всего, это ежегодные курсы повышения квалификации, которые дали официальное право преподавать синтезатор в школе искусств тем, кто уже освоил инструмент самостоятельно, а также обучали и обучают новобранцев. Надо подчеркнуть, что КПК – единственный институт профессиональной подготовки преподавателей синтезатора. Переоценить значение Курсов повышения квалификации – трудно. В Московской области главная заслуга в организации курсов принадлежит конечно Валентине Петровне Чудиной, при поддержке Научно-методического центра. КПК – хороший был выход для старта, остаётся единственным выходом и сейчас.
И вторым достижением я считаю выстроенную систему ежегодных конкурсов, достаточную для нашего развития и перспективного развития наших воспитанников. Десять лет в своей школе мы, что называется «варились в собственном соку». И только на первом фестивале электроакустической музыки в Мытищах в январе 2003 года я познакомился с коллегами из Мытищ, Химок. С этих пор все мы стали ощущать себя частью общего движения. Ощущение своего уровня помогали не только нам закрепить репутацию на местах, но и кое-кому из учеников выбрать свой путь в музыке. Только в моей очень небольшой школе за эти годы семь выпускников, прошедшие через эти наши конкурсы электроакустической музыки, определились с профессией музыканта. Три наши воспитанницы уже работают в нашей же школе. Однако стоит заметить, они преподают отнюдь не синтезатор.
И вот, спустя 10 лет, мы не вышли на уровень, когда можно говорить о конкурентоспособности и по отношению к традиционным акустическим инструментам и по отношению к мировому уровню исполнительства на интерактивном синтезаторе.
Одной из причин замедленного развития является сам инструмент, предоставляющий огромные возможности по облегчению исполнительского труда и это объективная причина. Возможно – слишком мал срок, да и инструмент – в периоде становления. А вот просчёты в критериях оценки мастерства исполнителя, в том числе на конкурсах – наша ошибка, появившаяся по недоразумению. И ошибка кроется в двуличности инструмента. Наш инструмент помесь компьютера (т.е. сфера МКТ) и фортепиано. А значит не то и не другое (или и то и другое – как кому нравится). Полукровка. И бьют нас и с той и с другой стороны!
Школа искусств место, где дети должны научиться говорить языком искусства. Хореография – языком танца, Изобразительное искусство – языком рисунка, музыка, за исключением МКТ – языком живого исполнения. Поэтому в основе любого музыкально-педагогического процесса здесь – должны преобладать исполнительские навыки, как фундамент дальнейшего роста. И репертуар, в том числе синтезатора, должен быть сбалансированно хрестоматийным, т.е. содержать лучшие образцы классической, эстрадной и джазовой музыки в классических же для них звучаниях. А мы часто провоцируем комплекс псевдо-вундеркиндов, когда с помощью нескольких кнопочек и пары клавиш у дитя возникает шедевр. Вспомните анекдот: «Чукча не читатель, чукча – писатель». Да и сами от них не отстаём в своих экзерсисах. И свято верим, что главное наше предназначение – разбудить творческие потенциалы ученика. Да с таким инструментом ничего будить не надо, надо учить играть на нём в полном для этого инструмента смысле слова. Вспомните, чем заканчиваются опыты сочинения пьесок в 1-м классе. От эйфории «сделал сам!» к быстрому увяданию интереса. Потому, что музыкальная композиция основывается на технической подготовке так же, как сочинение стишка на владении языком и словарном запасе. Синтезатор сокращает путь, но мы очень торопимся этот путь пройти! А на деле остаёмся надолго в 1-м классе, сочиняя «тритатушки» и предаваясь нарциссизму. И Hi-Tech в музыкальном искусстве это прокрустово ложе шаблонов. Музыкальное «Лего» для взрослых детей. В перспективе – шедевр за пять минут. Это уже не искусство и даже не школярство, это самообман: нашим творчеством водит рука программиста.
До сих пор на наших конкурсах наиболее приветствуются аранжировочные находки, красивые звучания, изыски музыкальных изюминок, а Гран-При может получить исполнитель, чья аранжировка (аранжировка преподавателя ученика) больше всего понравится жюри, независимо от степени трудности и объёма исполнительских задач.
В замечательной, на мой взгляд, статье «Или…или?» Наили Нургалеевны Алпаровой в №3 за 2014 год журнала «Музыка и Электроника» провозглашается эра, когда вопрос о разграничении исполнений под сонг, с автоаккомпанементом, без автоаккомпанемента уходит в прошлое, а приходит время и того и другого и третьего. Так вот этот призыв может сыграть с нами злую шутку, когда вместо процветания, так прекраснодушно ожидаемого автором мы получим ещё худшую изощренную «самодеятельность», в смысле замечательно звучащих и смикшированных заготовок, с минимальными усилиями исполнителя, но зато с элементами шоу на сцене. Увы, такое происходит на наших конкурсах неизменно из года в год, а раз «номер проходит», ясно к чему надо стремиться. И вот мы опять стали благостно взирать на конкурсное исполнение учащихся под Song, уже ушло из многих конкурсных положений требование обязательного исполнения одной пьесы без автоаккомпанемента. В той же статье в очередной раз призывается (сколько уже лет тому?) проекция процесса исполнения на большой экран, но до сих пор нет на это воли организаторов конкурсов, вероятно возможность воочию убедиться в исполнительских навыках и технике конкурсантов, вернее в их отсутствии пугают даже организаторов конкурсов.
У каждого инструмента есть своя специфика, своя репертуарная ниша, свои традиции. И есть нечто такое, что объединяет исполнение на всех музыкальных инструментах: что в исполнении ценится. На любом конкурсе акустических инструментов или при поступлении в СУЗ и в ВУЗ без виртуозности делать нечего. Не случайно на фестивалях исполнителей на электонах в странах Азии мы наблюдаем тягу к виртуозности. Делается всё для того, чтобы не только звучало броско и ярко, но и было зрелищно. «Show Must Go On». Желательно без дешёвых эффектов.
Вот уже десятилетие не признаётся простая истина: синтезатор на сцене по сути такой же исполнительский музыкальный инструмент, как и другие, играя на котором музыкант должен не только обаять звучанием, но и поразить своей исполнительской ловкостью, виртуозностью.
Моё знакомство с синтезатором состоялось около 30 лет назад, когда приятель с большим трудом достал Yamah`у PSS и стал выступать с ней, в качестве солиста Московской областной филармонии. «Человек-оркестр». Это была революция. Я стал адептом интерактивного инструмента.
Это – моя история.
А сегодня молодёжь восхищается другими изобретениями человечества. Из музыкальных инструментов неизменной популярностью пользуется гитара, как атрибут кумиров андеграунда и молодёжной культуры, а так же неизменно фортепиано, как атрибут высокого академизма и высшего общества (чёрный и белый рояли соответственно). И – заметьте, это – акустические инструменты, где всё исполняется ручками!
Но, как и любое изобретение, интерактивный синтезатор, пройдя пик популярности в новизне, займёт свою прочную нишу, наравне с другими инструментами. По своим универсальным качествам, по объёму возможностей интерактивный синтезатор является супер-инструментом XXI века. Хотя, как и любой «комбайн», он не может состязаться с каждым конкретным акустическим инструментом в отдельности, – он всё же даёт пытливому уму начинающего музыканта грандиозные возможности ознакомления со всем музыкальным наследием и академическим и джазовым и эстрадным и электронным через личное прикосновение, собственное музицирование. Изучая midi-файлы и стилевые паттерны, он может быстро вникнуть в законы инструментовки и исполнительские приёмы, стилевые особенности разных жанров. А для профессионала синтезатор может быть незаменимой творческой лабораторией, особо ценной потому, что мысль можно сымпровизировать налету, быстрее, чем в компьютерном секвенсоре. Можно перечислять дальше, но вам, уважаемые коллеги, это и так известно.
Подводя итог, хочу сказать, что изучение синтезатора, особенно его интерактивного вида, считаю обязательным для всех музыкантов, начиная с музыкальной школы. Предметы «Синтезатор» и «Музыкально-компьютерные технологии» необходимы в музыкальной школе так же, как предмет информатика в общеобразовательной и могут прийти на смену общего фортепиано. А в СУЗах и ВУЗах аналогично на более высоком уровне. В курсы повышения квалификации по всем дисциплинам необходимо ввести ликбез по этим направлениям.
Что касается предмета специальный синтезатор, хочется думать, что у него не безоблачное, но достойное будущее. Есть инструмент – будут и исполнители на нём. Есть подвижники, будут и адепты. Осталось только организаторам конкурсов и конкурсным жюри пожелать, чтобы в их работе не смешивались критерии оценки компьютерных аранжировок с критериями исполнительских состязаний. Исполнение под Song не путалось с интерактивом автоаккомпанемента. Хорошо звучит – дайте грамоту преподавателю – это его заслуга, артистично и технично исполнено – диплом исполнителю!


Итоги конкурса в Мытищах

Завершился очередной конкурс в Мытищах. За последние годы он вобрал практически все номинации, на которые мог быть разделен весь процесс музыкально-электронного творчества, добавив при этом заочное участие всех желающих из разных уголков России. При отмеченной организаторами положительной динамике, мы объективно отметим уменьшение количества участников по номинациям и малый приток новых творческих сил. Есть прецедент, когда в номинации присутствует один участник. Вы можете ознакомиться с результатами конкурса во вложенной таблице.


Итоги Весеннего фестиваля-конкурса электронной музыки

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ХИМКИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ
Автономное учреждение дополнительного образования детей
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Весеннего фестиваля-конкурса
электроакустической музыки
учащихся музыкальных школ и школ искусств Московской области
14 – 15 мая 2011 года


informac-pismo.doc doc

Статья методиста НМЦ Лидии Самаровой и послесловие жюри:


jelektro1statja-lidii-samarovojj-i-mnenie-zhjuri.doc doc




Наверх страницы
{sape}